Второй Песах (на иврите – Песах шени) – одно из нововведений недельной главы “Беhаалотха”. Может показаться, что этот праздник находится в тени своего предшественника, Песаха. Но на самом деле в нем скрыта своя, совершенно особая идея.

Песах отмечается каждый год в первом весеннем месяце – месяце нисан. В Торе также приводятся указания о том, как следует отметить эту дату, если народ Израиля проживает на своей земле, а в Иерусалиме открыты двери Бейт hа-Микдаш: 14 числа месяца нисан каждый взрослый мужчина должен попасть в Иерусалим на пасхальный седер – маца, свежие травы, ягненок (корбан Песах).

Что, если кто-то по уважительным причинам не мог выполнить эту мицву? Например, находился в пути или не успевал добраться до Иерусалима? Специально для таких случаев в Торе дается закон о Втором Песахе.

photo_10616_20140911

 “… Каждый, кто будет в состоянии “тума”… или будет в дальнем пути – из вас или из ваших потомков, – то и он должен принести корбан Песах Б-гу. Во второй месяц, на четырнадцатый день, в сумерки пусть совершат его; с мацой и горькими травами пусть едят его”. (“Бе-мидбар”, 9:10-11)


Справка. Одно из значений слова «тума» (טומאה) – «примесь». Душа человека — среда, через которую осуществляется его связь с hа-Шемом. В некоторых ситуациях каналы связи «засоряются» и утрачивают свою «проводимость», то есть становятся «тамэ» (טמא). Тема “тумы” и выхода из нее подробно разбирается в законодательстве (hалахе). В наибольшей степени она касается законов посещения Бейт hа-Микдаш.


Чем необычен этот отрывок?

Вот вопрос Ребе

По букве закона человек, который не успевает принести свой корбан в первый день праздника, может восполнить пропущенное в ближайшие шесть дней (трактат “Хагига”, 9а). Однако это постановление не касается корбан Песаха.

Чем он отличается? Почему для его восполнения понадобилось устанавливать другой срок, причем такой дальний – через месяц после праздника?

Мишна, трактат Хагига:

“Тот, кто не праздновал в первый день праздника”,
празднует весь праздник и последний день праздника”.


 

Пояснение

На языке Мишны праздник – это “хаг”, и под этим словом подразумевается не просто радостный день, а именно праздничный корбан. Потому, например, такие праздники, как Ханука и Пурим, “хагом” не называются, так для этих дней не предусмотрены специальные корбанот.

Данная мишна сообщает, что праздничные корбанот можно восполнить в течение всех семи дней праздника (например, Суккота). Но если человек не укладывается в данный срок, то по окончании праздника он уже не может восполнить этот пробел.

Еще один вопрос

Закон о Втором Песахе дается в Торе как ответ реальным людям, современникам Моше-рабейну. Они не смогли подготовить свое пасхальное приношение в назначенное время и обратились к Моше с вопросом: “Почему мы должны быть не у дел?”.

Накануне праздника эти люди были заняты выполнением мицвы: они должны были предать земле тела Надава и Авиhу, сыновей Аhарона. Поэтому они находились в состоянии “тума” и не успевали принести ягненка вместе со всеми.

В то же время, известно, что состояние “тумы” заканчивалось для них как раз в канун Песаха. Значит (по крайней мере, теоретически), им можно было бы разрешить восполнить корбан в течение одного из праздничных дней. Почему они не стали рассматривать такую возможность? Почему hа-Шем согласился с ними и выделил Второй Песах в следующем месяце?

Решение Цемах Цедека

Цемах Цедек

Ключ к ответу на этот вопрос дает в своей книге “Ор hа-Тора” Цемах Цедек. Песах Шени не случайно приходится на ияр – второй месяц года. В этом скрыта определенная жизненная модель. Месяц ияр идет сразу за нисаном, и воспоминания о Песахе и выходе из Египта еще свежи. Но с другой стороны, это именно “второй” месяц года.

Выход из Мицраима состоялся.

Начинается новая жизнь.

Продолжение следует

В следующем выпуске: решение Ребе и немного Кабалы.