Знаменитый маамар “Бати ле-Гани” вдохновлен мидрашом на самую поэтичную и загадочную книгу Танаха – “Шир hа-Ширим”.

За художественной формой самого мидраша скрываются глубокие хасидские идеи. И не случайно именно он приходит на помощь читателю, который хочет до конца понять, какие секреты спрятал между строк своей книги Шломо hа-Мелех.

 

Мидраш — это один из самых ярких жанров толкования Танаха. Само по себе слово “мидраш” происходит от глагола “лидрош”, который имеет несколько значений: “расспрашивать”, “расследовать”, “объяснять”, “истолковывать” и в каком-то смысле “раскрывать замысел”.

Известно два основных типа мидраша: hалахический и агадический. Задача hалахического мидраша – вывести из текста Танаха hалаху, законодательное постановление. Иначе говоря, перевести его на язык практики и дать конкретное правило или предписание.

Совсем другой характер носит агадический мидраш. Он может включать дополнительные сюжеты, рассказывающие о героях Танаха, исторические рассказы, афоризмы, философские зарисовки. Именно к этой категории и относится “Мидраш Шир hа-Ширим”, который цитируется в маамаре Ребе.

 

Предметом исследования для составителей мидраша чаще всего становятся те или иные кажущиеся противоречия или шероховатости текста. Например, редкое написание той или иной буквы; повторение определенной мысли, неожиданное соседство фрагментов или, как в нашем случае, слово, которое выбивается из контекста.

Составители мидраша понимают, что все эти необычные явления далеко не случайны, и, объясняя их логику, дают читателям более широкий взгляд на смысл изучаемого текста.
 

Оглавление раздела Следующий фрагмент