Согласно Талмуду, цадик — это человек, у кого добрых дел больше, чем нарушений. Однако глубинное значение этого понятия иное: цадик — это тот человек, у которого нет никакого противоборства между Б-жественной и животной душой. Б-жественное преобладает настолько, что все остальное ему полностью подчинено. Этот возвышенный уровень дает человеку особые возможности. Одна из них – видение происходящего в высших сферах.

 

Ребе отмечает, что этот уровень сам по себе имеет несколько внутренних градаций. Гмара перечисляет некоторые из них намеком, а Ребе на основе информации выделяет пять групп, где каждая последующая возвышенней, чем предыдущая.

1. На первой ступени находятся цадики, способные видеть своими глазами некое отражение процессов, идущих в духовных мирах. Согласно Талмуду, картина, открывающаяся перед ними, расплывчата, словно они смотрят в плохо протертое стекло (на языке Талмуда такое видение называется “затемненное зеркало”). Альтер Ребе в “Тании” называет их “не полными праведниками”.

Их количество, согласно трактату “Сукка”, достигает 18 тысяч (за всю историю человечества).

 

2. На второй ступени находятся праведники, способные видеть происходящее в высших мирах ясно, словно в отполированном (или “освещенном”) зеркале. В литературе они упоминаются как “ламед-вавники” – “36 скрытых праведников, благодаря которым существует мир”. Хотя доступный им уровень понимания духовных процессов выше, чем у тех, кто находится в предыдущей группе, они тоже не считаются “совершенными праведниками”. Их способность подняться на высшие этажи мироздания (насколько это возможно в рамках материальности) зависит от особого разрешения ответственных за это “мелахим” (ангелов).

3. Третья ступень включает праведников, видящих Шхину ясно, словно в отполированном (“освещенном”) зеркале. И в отличие от предыдущей группы, они имеют свободный доступ к высшим мирам (для этого им не требуется “разрешение”). Такой привилегией обладают единицы. По Альтер Ребе, праведники, находящиеся на этом уровне считаются “совершенными цадиками”.

Это те самые “возвышенные люди”, о малочисленности которых говорит Рашби: “Если их двое – это я и мой сын”.

 

4. На четвертой ступени находится “цадик – основа мира”. Присутствие такого праведника в каждом поколении обязательно. Оно подталкивает людей к выполнению воли Творца (а вместе с тем служит гарантией устойчивости мира, защищает населяющих его людей). В каждый момент времени в мире должен быть хотя бы один такой праведник, потому что без него мир не может существовать.

5. По мнению Ребе, есть еще одна, более высокая ступень. На ней находится цадик, который не только является “основой мира”, но и совершенствует его. Причем, настолько успешно, что в его время люди могут увидеть особый знак Свыше, подтверждающий, что их действия желанны на Небесах. Например, в поколении раби Шимона бар Йохая на небе никогда не появлялась радуга (напоминание об истории всемирного потопа). Это означало: дела бней Исраэль угодны Творцу.

На основе беседы Ребе на “Пиркей Авот” (“Ликутей Сихот”, ч. 4 (свободный перевод с идиша), стр. 207-220).