Путь “длинный, но короткий”

- читается за несколько минут

В Талмуде  («Эрувин», 53-а) приводится случай, который произошел  с рабби Иеhошуа бен Хананья. Однажды он повстречал у развилки дорог маленького мальчика, и спросил его: «По какой из дорог идти, чтобы быстрее добраться до города»?

 

Мальчик сначала указал на одну из них и сказал: «Это путь короткий, но длинный». Потом указал на вторую дорогу и сказал: «Это путь длинный, но короткий». Рабби Иеhошуа выбрал «короткий, но длинный» путь, который, на первый взгляд, был более удобным.

Поначалу он и в самом деле быстро продвигался вперед. Уже показалась городская стена, но в сам город раби Иеhошуа так и не вошел. Путь начал петлять между окружающими его садами и виноградинками, и в итоге рабби Иеhошуа был вынужден вернуться туда, откуда пришел, – к перекрестку дорог.

Мальчик, который указывал ему дорогу, все еще стоял там. “Сынок, разве не ты сказал, что это короткий путь?” – укорил его рабби Иеhошуа. “Но я же предупредил, что он окажется  длинным”, – возразил мальчик.

“Благословен народ, у которого мудрость – от старца и до ребенка”, – ответил ему рабби Иеhошуа и пошел по второму (“длинному, но короткому”) пути, по которому в конце концов добрался до города.

На титульном листе «Тании» тоже упоминаются “два пути” в исполнении Торы таким образом, чтобы ее слова оказались для человека «очень близко». Один из них “длинный”, это путь размышления о величии Творца. Основы этого пути объясняются в книге с 1-й по 17-ю главу. Другой путь — более короткий, он основан на врожденной любви человека к Б-гу, которая скрыта в его сердце (главы 18-25).

Оба эти пути ведут к цели и могут быть использованы в зависимости от ситуации. «Более длинный путь», который предлагает хасидизм, основан на глубоком изучении философских и мировоззренческих аспектов Торы. Он требует времени, сил, серьезной работой над собой и своими душевными качествами. Но он в конечном итоге приводит к гарантированному, непреходящему результату, делая человека хозяином своих чувств и эмоций.