Загадки “Тании”: глава 53, притяжение Шхины

читается за несколько минут

В предыдущей, 52-й главе “Тании” Альтер Ребе объяснял феномен раскрытия Шхины – особого ощущения Присутствия Творца. В этой главе он рассказывает о единственном месте в мире, где Шхина проявлялась наиболее полно и явно. Речь идет о самой главной и самой “закрытой” части иерусалимского Бейт hа-Микдаш.

Название этого помещения на иврите, кодеш hа-кодашим, буквально означает “выделенное из выделенного”. Известно, что вход в него был строго ограничен. Попасть туда мог только главный коhэн, только один раз в году, в Йом-Кипур, и лишь после серьезной всесторонней подготовки. Недостаточно подготовленный человек мог не пережить входа в кодеш hа-кодашим, так как там раскрывалось наиболее полное и явное ощущение присутствия Шхины.

“Тания” рассказывает, что у этого необычного помещения (и тогда, и сейчас) есть аналоги не только в материальном мире, но и в более высоких мирах. Но в тот период, когда в Иерусалиме работал первый Бейт hа-Микдаш, раскрытие Шхины в нем было гораздо более явным и сильным, чем где бы то ни было еще.

Почему? Ответ на этот вопрос дает Альтер Ребе. В кодеш hа-кодашим хранился уникальный документ в камне – сапфировые плиты с высеченными на них 10 заповедями Творца. Те самые, которые Моше-рабейну принес в мир после Дарования Торы.

 

Помимо этого высеченного на сапфире договора с Творцом, здесь же, в специальном золотом контейнере хранились еще несколько необычных вещей. Это цветущий посох Арона (см. главу Торы “Корах”) и коробочка с образцом мана, которым бней Исраэль питались в пустыне в течение сорока лет.

Все эти предметы имеют нечто общее – они напоминают о союзе с Творцом. Но только у драгоценного каменного договора есть особое свойство, о котором пишет Альтер Ребе:

… Десять заповедей – это общность всей Торы. Их источник – в мире Высшей мудрости, которая несравненно выше любого раскрытия. Для того, чтобы высечь [эти слова] на материальных каменных плитах, эта мудрость не спускалась со ступени на ступень так, как это обычно происходит при нисхождении миров до нашего материального мира. Хотя договор был сделан из камня, начертания на нем были выше природы этого мира. (по тексту 52-й главы в свободном переводе)

 

Во время правления царя Иошияhу коhены получили приказ войти в кодеш hа-кодашим, взять золотой футляр с сапфировыми плитами и отнести его в запасное помещение, скрытое в недрах храмовой горы. Это помещение – подземная часть Бейт hаМикдаш. Оно было изначально спроектировано на случай экстренной эвакуации предметов Храма, а его расположение и пути подхода к нему были засекречены до будущих времен. Здесь, под землей, сапфировые плиты с 10 заповедями хранятся и сегодня.

С тех пор, пишет Альтер Ребе, принципы раскрытия Шхины в нашем мире стали иными. О том, что и как изменилось, он рассказывает в продолжение 53-й главы.

Эта глава – последняя в первой книге “Тании”. В ней автор говорит о раскрытии Шхины в трех ситуациях и исторических эпохах:

– во времена Первого Бейт hа-Микдаш,

– во времена Второго Бейт hа-Микдаш,

– сегодня, когда Бейт hа-Микдаш не работает, а притяжением для Шхины служат действия человека, который учит и выполняет Тору.