В трактате “Сукка” процитировано свидетельство Раби Шимона бар Йохая о самом себе: “Я видел возвышенных людей (“бней алия”), и их совсем мало. Если их тысяча, то я и мои сын среди них, если их сто – я и мои сын среди них, если их двое – это я и мой сын” (трактат “Сукка”, 45б). На основе этих слов, а также других свидетельств Талмуда Ребе выводит пять вариантов присутствия цадиков (“праведников”) в каждом поколении.

 

Итак, если говорить о “количестве”, то согласно Рашби, цадики действительно встречаются не часто. При этом, как намекают его слова, существуют разные уровни праведности. На определенной ступени может быть тысяча исключительных человек, на более высоком уровне их будет сто, а на уровне абсолютной праведности находятся всего два человека. В поколении самого Рашби это были он и его сын.

Sicha4

Ребе отмечает, что есть и более высокая ступень, про которую Рашби здесь не говорит. Это уровень, на котором находится буквально один человек в каждом поколении. На языке Талмуда он называется “цадик – основа мира” (“цадик – йесод олам”). В поколении Рашби это был сам Рашби, и, говоря о себе, он не упоминает этот уровень вовсе.

Определение “цадик – йесод олам” очень емкое. В нем подразумевается, что само физическое существование мира обуславливается и поддерживается тем, что в нем есть такой человек.

Значит ли это, что без такого человека мир бы не устоял?

Ответ на этот вопрос можно найти в трактате “Кидушин”. В нем рассказывается о том, что цадик не покидает этот мир, пока не появляется другой праведник, подобный ему. Это утверждение основано на словах Шломо hа-Мелеха в книге “Коhелет”: “И восходит солнце, и заходит солнце” (“Коhэлет”, 1:5). Подобно тому, как мир не может существовать без самого крупного источника энергии (солнца), также он не может существовать без источника Б-жественной энергии, которым является цадик своего поколения.

Талмуд подтверждает это правило многочисленными примерами. Когда “село солнце раби Акивы, родился раби Йеhуда hа-Наси”. Когда “село солнце раби Йеhуды hа-Наси, родился раби Йеhуда”, после него родился Рава, а после него – рав Аши (“Кидушин”, 72б).

Опираясь на эти слова, современные ученые установили годы рождения величайших амораим Талмуда. Но главное, эти слова подтверждают мысль о том, что в каждый момент времени на земле должен быть хотя бы один человек, которого можно назвать “основой мира”.

Продолжение следует.

По материалам беседы Ребе (“Ликутей Сихот”, ч. 4 (свободный перевод с идиша), стр. 207-220)