“Тания”, которую может читать каждый

- читается за несколько минут

Рассказывают, что, помимо “Тании”, Алтер Ребе написал еще один труд – “Сефер-hа-цадиким» – «Книгу цадиков (праведников)”. Эта книга сгорела во время пожара, и Алтер Ребе  не стал ее восстанавливать, хотя и мог это сделать. Почему?


Не исключено, что автор увидел в этом знак свыше. Эта книга не была предназначена для решения духовных задач, актуальных в этом мире. Теперь ее изучают ангелы и души тех, кто удостоился попасть в Ган-Эден.

“Тания”, в отличие от нее, является сборником ответов на вопросы, которые задавали автору обычные люди. Она затрагивает реальные, жизненные проблемы.

Показательно, что самый первый раздел “Тании” называется “Книга средних” – “Сефер бейноним”. Само слово “бейнони”, или “средний” является одним из ключевых понятий всей «Тании». Оно является цитатой из Талмуда (трактат “Брахот”, 4-б) и указывает  на определенный духовный уровень человека, занимающий среднее положение между “праведником” (цадик) и “злодеем” (раша).

Как объясняется в начале книги, этот уровень является приемлемым и  достаточным с точки зрения служения Творцу, поскольку исключает любое, даже самое незначительное нарушение Его воли.

Более того, после прочтения 1-й главы становится ясно, что уровень бейнони насколько высок, что его можно даже спутать с настоящим праведником – цадиком. Альтер Ребе приводит показательный пример с законоучителем по имени Раба (“великий”), который причислял себя не к категории цадиков, а к категории бейнони. И хотя окружающие с ним не согласились, сам пример красноречив: даже у “среднего” человека могут и должны быть высокие мысли, слова и поступки.

При этом уровень бейнони, отмечает автор “Тании”, не является чем-то исключительным. Он доступен каждому, и тому, как его достичь, посвящена вся книга.