Поколения Авраhама и Моше разделяют почти 400 лет, и на первый взгляд, между ними не так много общего. Но на самом деле в основе их работы лежит общий принцип, и перед нами – яркий пример передающегося поведения.

 

Семь поколений: во времена Моше-рабейну и сейчас

Семь поколений: во времена Моше-рабейну и сейчас

Объясняя, почему именно Моше получает силы закончить работу своих предшественников, мидраш выводит правило: «Все «седьмые» особенно любимы Творцом» (в оригинале – «хививин»: «приятны», «милы», «дружественны»).

То, что именно Моше-рабейну получает Тору и завершает притяжение Шхины в этот мир, может показаться стечением обстоятельств. Но мидраш видит в этом закономерность. Есть задачи, для решения которых требуются усилия многих поколений. Первые из них готовят мир к изменениям, но переломный момент наступает именно в седьмом поколении.

Из маамара:
«… Мидраш говорит: «Все седьмые особенно любимы», а не наоборот («Все особенно любимые – седьмые»). Это означает, что суть «седьмых» состоит именно в том, что они «седьмые». Они «любимы» и избраны не в заслугу своего выбора, стремления, духовных достижений, а просто потому, что им было предназначено стать «седьмыми».

 

Ребе поясняет, что особая миссия уже не является собственным выбором этого поколения. Она не связана с достоинствами или достижениями живущих в нем людей. Она дается им как факт – просто потому, что они оказались «седьмыми» в своем ряду и на их долю выпало завершить то, что в свое время начал «первый».

То, что представлялось невероятным, наконец-то становится возможным: Моше-рабейну не просто «приближает» мир к ощущению Присутствия Творца, как это было до него. Он возвращает с небес на землю саму «Сущность Шхины».

Оглавление раздела Следующий фрагмент