10shvatTable10
10 швата: традиции и их объяснение

Время седьмого поколения

Вечер 17 января (10-11 швата) 5711 года, здание «770» на улице Истерн Парквей в Нью-Йорке. Здесь начинается традиционный фарбрéнген – встреча хасидов и беседа о Торе. В этот раз она обещает быть особенно интересной. Зайдя в зал, можно почувствовать, что даже воздух наэлектризован от предвкушения чего-то необычного. Собравшиеся ждут выступления Ребе.
Скажет ли он свой первый (из будущих полутора тысяч) маамáров?

Маамар ("речь", "лекция") – это устное выступление Ребе. Каждый из Ребе Хабада делал сотни и тысячи таких выступлений. От обычных бесед (на иврите "сиха") они отличались и по форме (маамар читается особыми интонациями), и по содержанию.

В маамарах изучаются настолько глубокие и тонкие темы, что, с одной стороны, их можно отнести к области чистой науки. И в то же время, маамар – это программа, которая подводит к практическим действиям. Она нужна для решения задач, актуальных здесь и сейчас.

10shvatTable2-2
"Пришел Я в сад Свой"

маамар "Бати ле-ган-и", 5771 (1951) г.

Начало маамара «Бáти ле-ган-ú» (буквально: «Пришел я в-сад-свой») является прямой цитатой из книги «Шир hа-Ширим» (5:1). Текст этой книги построен так, что его можно читать и как песню невесте, и как поэтическое описание Земли Израиля. Рáши и Таргум находят за художественными образами текста намеки на различные события в истории бней Исраэль. Но и они, вслед за составителем мидраша к книге «Шир hа-Ширим», явно видят в этой книге нечто большее – какую-то тайну. Не открывая ее полностью, комментаторы дают понять: текст «Шир hа-Ширим» – аллегорическое описание отношений между бней Исраэль и Самим Творцом.
Но что скрывается за образом прекрасного сада, описанного Шломо hа-Мелехом?

Выступление Ребе: страница за страницей

Мы перелистываем страницы самого первого маамара Ребе, сказанного 10 швата 5711 года. Это выступление открыло эпоху его руководства, а его текст, многократно повторенный и перепечатанный после, стал манифестом нового, "седьмого" поколения – "последнего поколения галута" и "первого поколения геулы".

10shvatTable5-Feature

Загадки “Песни Песней”, объяснения мидраша

Знаменитый маамар “Бати ле-Гани” вдохновлен мидрашом на самую поэтичную и загадочную книгу Танаха – “Шир hа-Ширим”.

далее >>>
10shvatGarden_Feature

Часть 1.
Место, где находится Шхина

Мидраш Раба замечает, что вместо слова «ле-ган» (что значило бы «в-сад») в «Шир hа-Ширим» использован необычный оборот – «ле-ган-и». По звучанию он похож на слово «гинуни» – тихое место, где можно почувствовать себя как дома (в прямом смысле это свадебный…

далее >>>
10shvatPart2_Feature

Часть 2.
Семь лидеров

В продолжении мидраша на книгу “Песнь Песней” можно узнать, какие семь ошибок человечества, произошедших на заре истории, заставили Присутствие Творца стать более скрытым в этом мире.

далее >>>
10shvatStory_Feature

Сколько всего маамаров под названием «Бати ле-Гани» вышло в свет?

Каждый год в преддверии 10-го швата принять учить маамар “Бати ле-Гани”. Но не многие знают, что на самом деле есть более 40 трактатов по хасидизму с таким названием.

далее >>>
Время 7-го поколения

Часть 3.
Почему все седьмые – особенные

То, что в ряду великих людей, которые вернули на землю присутствие Шхины, Моше рабейну оказался именно седьмым, не случайно. Все «седьмые», как подчеркивает Мидраш, «особо любимыми Творцом» (дословно: «хавивин»).

далее >>>
Rabbi Feature

Часть 4.
Поколение избранных

То, что именно “седьмые”, согласно мидрашу, избраны для завершения самого сложного этапа определенной исторической миссии, нисколько не умаляет роли того, кто ее начал. Более того, в седьмом поколении все его достоинства становятся особенно очевидными.

далее >>>

Время седьмого поколения

Итак, мидраш на книгу «Шир hа-Ширим» рассказывает о том, как ощущение Присутствия Творца, изначально наполняющее весь мир, ускользает от людей во времена первого человека, Адама hа-Ришона, и его потомков. Через два тысячелетия после Адама Авраhам-авину становится первым, кто пробует исправить ошибки предшественников. Начатое им дело продолжают его дети и внуки, выдающиеся лидеры своих поколений. Но решающие перемены произойдут только в седьмом поколении от Авраhама, во времена Моше-рабейну.

Part5

Часть 5. “Седьмые”

Поколения Авраhама и Моше разделяют почти 400 лет, и на первый взгляд, между ними не так много общего. Но на самом деле в основе их работы лежит общий принцип, и перед нами – яркий пример передающегося поведения.

далее >>>
Part6_2

Часть 6. Миссия

Миссия Авраhама состояла в том, что «Он провозглашал Имя hа-Шема, Б-га вселенной» (книга «Брейшит», глава «Ваэра», 21:23). Талмуд добавляет: «Читайте не «ва-йакрэ» («провозглашал»), а «ва-йикарэ»: он «делал так, чтобы Его провозглашали» и принимали окружающие люди» (трактат «Сота», 10а).

далее >>>
Maamar

«Беседы хороши, но аудитория просит маамар»

Вечер 17 января (10-11 швата) 5711 года, здание «770» на улице Истерн Парквей в Нью-Йорке. Здесь начинается традиционный фарбренген – встреча хасидов и беседа о Торе. Собравшиеся с нетерпением ждут выступления Ребе. Каким оно будет? Скажет ли он “маамар”?

далее >>>