10 швата: традиции и их объяснение

Время седьмого поколения

Вечер 17 января (10-11 швата) 5711 года, здание «770» на улице Истерн Парквей в Нью-Йорке. Здесь начинается традиционный фарбрéнген – встреча хасидов и беседа о Торе. В этот раз она обещает быть особенно интересной. Зайдя в зал, можно почувствовать, что даже воздух наэлектризован от предвкушения чего-то необычного. Собравшиеся ждут выступления Ребе.
Скажет ли он свой первый (из будущих полутора тысяч) маамáров?

Маамар ("речь", "лекция") – это устное выступление Ребе. Каждый из Ребе Хабада делал сотни и тысячи таких выступлений. От обычных бесед (на иврите "сиха") они отличались и по форме (маамар читается особыми интонациями), и по содержанию.

В маамарах изучаются настолько глубокие и тонкие темы, что, с одной стороны, их можно отнести к области чистой науки. И в то же время, маамар – это программа, которая подводит к практическим действиям. Она нужна для решения задач, актуальных здесь и сейчас.

"Пришел Я в сад Свой"

маамар "Бати ле-ган-и", 5771 (1951) г.

Начало маамара «Бáти ле-ган-ú» (буквально: «Пришел я в-сад-свой») является прямой цитатой из книги «Шир hа-Ширим» (5:1). Текст этой книги построен так, что его можно читать и как песню невесте, и как поэтическое описание Земли Израиля. Рáши и Таргум находят за художественными образами текста намеки на различные события в истории бней Исраэль. Но и они, вслед за составителем мидраша к книге «Шир hа-Ширим», явно видят в этой книге нечто большее – какую-то тайну. Не открывая ее полностью, комментаторы дают понять: текст «Шир hа-Ширим» – аллегорическое описание отношений между бней Исраэль и Самим Творцом.
Но что скрывается за образом прекрасного сада, описанного Шломо hа-Мелехом?

Выступление Ребе: страница за страницей

Мы перелистываем страницы самого первого маамара Ребе, сказанного 10 швата 5711 года. Это выступление открыло эпоху его руководства, а его текст, многократно повторенный и перепечатанный после, стал манифестом нового, "седьмого" поколения – "последнего поколения галута" и "первого поколения геулы".

Загадки “Песни Песней”, объяснения мидраша

Знаменитый маамар “Бати ле-Гани” вдохновлен мидрашом на самую поэтичную и загадочную книгу Танаха – “Шир hа-Ширим”.

далее >>>

Часть 1.
Место, где находится Шхина

Мидраш Раба замечает, что вместо слова «ле-ган» (что значило бы «в-сад») в «Шир hа-Ширим» использован необычный оборот – «ле-ган-и». По звучанию он похож на слово «гинуни» – тихое место, где можно почувствовать себя как дома (в прямом смысле это свадебный…

далее >>>

Часть 2.
Семь лидеров

В продолжении мидраша на книгу “Песнь Песней” можно узнать, какие семь ошибок человечества, произошедших на заре истории, заставили Присутствие Творца стать более скрытым в этом мире.

далее >>>

Сколько всего маамаров под названием «Бати ле-Гани» вышло в свет?

Каждый год в преддверии 10-го швата принять учить маамар “Бати ле-Гани”. Но не многие знают, что на самом деле есть более 40 трактатов по хасидизму с таким названием.

далее >>>
Время 7-го поколения

Часть 3.
Почему все седьмые – особенные

То, что в ряду великих людей, которые вернули на землю присутствие Шхины, Моше рабейну оказался именно седьмым, не случайно. Все «седьмые», как подчеркивает Мидраш, «особо любимыми Творцом» (дословно: «хавивин»).

далее >>>

Часть 4.
Поколение избранных

То, что именно “седьмые”, согласно мидрашу, избраны для завершения самого сложного этапа определенной исторической миссии, нисколько не умаляет роли того, кто ее начал. Более того, в седьмом поколении все его достоинства становятся особенно очевидными.

далее >>>

Время седьмого поколения

Итак, мидраш на книгу «Шир hа-Ширим» рассказывает о том, как ощущение Присутствия Творца, изначально наполняющее весь мир, ускользает от людей во времена первого человека, Адама hа-Ришона, и его потомков. Через два тысячелетия после Адама Авраhам-авину становится первым, кто пробует исправить ошибки предшественников. Начатое им дело продолжают его дети и внуки, выдающиеся лидеры своих поколений. Но решающие перемены произойдут только в седьмом поколении от Авраhама, во времена Моше-рабейну.

Часть 5. “Седьмые”

Поколения Авраhама и Моше разделяют почти 400 лет, и на первый взгляд, между ними не так много общего. Но на самом деле в основе их работы лежит общий принцип, и перед нами – яркий пример передающегося поведения.

далее >>>

Часть 6. Миссия

Миссия Авраhама состояла в том, что «Он провозглашал Имя hа-Шема, Б-га вселенной» (книга «Брейшит», глава «Ваэра», 21:23). Талмуд добавляет: «Читайте не «ва-йакрэ» («провозглашал»), а «ва-йикарэ»: он «делал так, чтобы Его провозглашали» и принимали окружающие люди» (трактат «Сота», 10а).

далее >>>

«Беседы хороши, но аудитория просит маамар»

Вечер 17 января (10-11 швата) 5711 года, здание «770» на улице Истерн Парквей в Нью-Йорке. Здесь начинается традиционный фарбренген – встреча хасидов и беседа о Торе. Собравшиеся с нетерпением ждут выступления Ребе. Каким оно будет? Скажет ли он “маамар”?

далее >>>