12 особых дней: Ребе – о событиях недельной главы “Насо”

читается за несколько минут

1-го нисана 2449 года в Синайской пустыне начинает работать уникальное сооружение – переносной мишкан. Это драгоценная постройка, для возведения которой использовано золото, серебро и редчайшие, сегодня уже исчезнувшие материалы. Но самое необычное – это функции, которые выполняет мишкан. Его основное назначение – служить эпицентром постоянного и явного раскрытия Шхины на земле, быть местом, где любой человек может не только понять, но и совершенно явно ощутить Присутствие Творца в мире.

В этот же день, 1-го нисана 2449 года, лидеры 12 “колен” Израиля начинают отмечать открытие мишкана. В ближайшие 12 дней каждый из них по очереди принесет в мишкан подарок от своего “колена”, а их потомки будут каждый год перечитывать описание этого события дважды: не только на неделе, когда читается глава “Наси”, но и дополнительно в месяце нисан.

Ребе находит в этом обычае много удивительных деталей. Какие вопросы он задает?

Из hалахи: “Первые 12 дней месяца Нисан в молитве “Шахарит” читают дополнительные отрывки из Торы о приношениях руководителей “колен” (на иврите – “наси”). В эти дни не произносят печальные молитвы «Таханун», так как «…с 1-го Нисана и до 13 нисана руководители колен приносили от своего имени приношения для ханукат hа-мизбеах (“освящения жертвенника в мишкане”), каждый в свой день. И день приношения был для данного вождя личным праздником”. («Шулхан Арух дэ Рав», «Тур» на «Ор а-Хаим»).

 

Вопрос №1

“Хотя уроки Торы вечны, далеко не все описанные в ней события влияют на порядок тфилы (молитвы). Как правило, мы упоминаем такие основополагающие вещи, как выход из Египта, необходимость возведения Бейт hа-Микдаш. Однако приношения лидеров были разовым событием, а сам мишкан был временным переносным строением (его сменил постоянный Бейт hа-Микдаш в Иерусалиме). И тем не менее, этот исторический эпизод находит ежегодное отражение в нашем календаре”.

 

Вопрос №2

Закончив читать отрывок о приношении того или иного лидера, в нисане произносят специальную короткую тфилу (молитву). В ней содержится личная просьба: если я происхожу из того самого колена, о руководителе которого я сегодня читал, пусть это чтение поможет получить мне дополнительные силы, “чтобы понимать и изучать Твою Тору в каждый день моей жизни”. Фактически, человек просит о том, чтобы чтение этого отрывка Торы осталось не только на словах, а повлияло на всю его жизнь, причем до конца времен!

Это еще раз наводит на мысль, что рассказ о начале работы мишкана – это не просто воспоминание о легендарном поколении пустыни. Каким-то мистическим образом это событие продолжает влиять на мир вплоть до сегодняшнего дня.

 

Вопрос №3

Удивительнее всего то, что чтение отрывков “Наси” в месяце нисан сопровождается словами: ” если я происхожу из того самого колена, о руководителе которого я сегодня читал…”. По указанию Ребе Рашаба, это говорит каждый из бней Исраэль, к какому бы колену он не относился на самом деле. Эти слова произносят даже коhены, хотя они являются потомками Леви, сына Яакова-авину, и по определению не могут относиться к потерянным или смешавшимся “коленам”. Почему?

 

Ответы

Ответ на вопрос №3 прояснится, если объяснить каббалистический термин “созревание души”. Он обозначает абсолютное единение, слияние душ всех бней Исраэль. Как на ранних сроках беременности все органы тела младенца представляют собой одно целое, так и в верхних мирах каждый из нас оказывается частью того же единого целого, что и все остальные евреи, настолько, что может получать свет святости от всех колен.


 

Времена меняются, но есть универсальные принципы, о которых рассказывает Тора. Описывая работу мишкана, Тора в переносной форме говорит о “работе” бней Исраэль во всех будущих поколениях. Сам термин “ханукат hа-мизбеах” связан с понятием “хинух” – воспитание. В процессе воспитания закладывается основа для всей жизни ребенка. Так и начало работы мишкана: оно требует внимательного изучения, потому что содержит в себе важную информацию для всех поколений.


 

Тора экономна в словах. Почему она двенадцать раз во всех деталях повторяет описание приношений каждого из глав колен? “Мидраш раба” (13:14) говорит: «Все принесли одни и те же приношения, но каждый — по особой причине».

Известно, что 12 колен – это проявление всех возможных способов приближения к Творцу (“12 общих типов служения”). По этой причине в таком событии, как начало работы мишкана, должны были участвовать лидеры всех потомков Яакова. И по этой же причине чтение глав “наси” установлено на все времена.

 

Post Scriptum

Титул “наси” появляется впервые в книге “Брейшит”. Ведя переговоры с Авраhамом, окружающие говорят ему: “Князь hаШема ты среди нас”. Эти слова отражают глубокое уважение, с которым они относились к Авраhаму, а также признание его особого статуса.

Начиная с книги “Шмот” титулом “наси” в Торе называются главы колен. Наси имеет влияние, пользуется уважением и отличается высоким духовным уровнем. В более широком смысле слово “наси” имеет значение “руководитель”, “лидер своего поколения”.

В одном из своих комментариев на Тору Раши пишет: “Глава поколения – словно все поколение, потому что наси – это все” (“Бе-мидбар”, 21:21). Ребе часто использует эти слова для описания образа настоящего руководителя: он должен быть “общей душой” своего поколения и помогать каждому человеку найти дорогу к Творцу.

Ребе говорит об этом и в комментарии на главу “Наси”: “Настоящий лидер-наси един со своим коленом, а через это и со всеми Бней Исраэль. Это связь, протяженная в вечность”.

(На основе беседы Ребе в Шабат главы «Ваикра», 5 нисана 5747 г. -1987 г.)