“Лидер поколения”: должность, которую открыл Раши

читается за несколько минут

Выражение “лидер поколения” (наси hа-дор) впервые встречается в  комментарии Раши на недельную главу “Хукат”. Говоря о Моше рабейну, он пишет: “Лидер поколения – словно все поколение, потому что наси – это все”.

Почему именно это упоминание стало основным для описания образа настоящего руководителя? Ответ – в беседе Ребе.

Ребе

Ребе

 

40-й год синайской экспедиции. Поколение пустыни готовится к возвращению в Землю Израиля. Летом 2487 года бней Исраэль отправляют послов к народу эмори с просьбой пройти по их территории в направлении Эрец Исраэль. Рассказ о поездке переговорщиков приводится в недельной главе “Хукат”:

“И направил Израиль послов к Сихону, царю Эмори…” (“Бе-мидбар”, 21:21).


Как показано на карте, территория Сихона находится на востоке от Мертвого моря ("Атлас Даат Микра").

Как показано на карте, территория Сихона находится на востоке от Мертвого моря (“Атлас Даат Микра”).

Это не единственное упоминание о данном событии в Торе. О нем можно будет еще раз прочитать чуть позже, в книге “Дварим”. С единственным отличием: в этом случае будет сказано, что дипломатов отправлял лично Моше Рабейну.

О чем сообщает эта деталь? Почему нам важно знать, что организацией переговоров занимался лидер бней Исраэль? Этот же вопрос поднимает в своем комментарии Раши:


 “… Написанное [об этом событии в разных местах] дополняет друг друга: первое упоминание прячет информацию, а второе – дает ключ к ее пониманию. То есть, Моше – это Исраэль, а Исраэль – это Моше. Иначе говоря, “глава поколения (наси hа-дор) – как все поколение, потому что наси – это [по сути] все” (см. мидраш “Танхума”).


Итак, Раши говорит о том, что, организуя работу переговорщиков, Моше рабейну действовал от имени всех бней Исраэль. Он делал это ради своих современников и по их желанию. В данном контексте “Моше” или “Исраэль” – это равнозначные понятия. Поэтому между разными пересказами одного и того же события в Торе нет противоречия. Наоборот, они дополняют друг друга.

Итак, первый вопрос решен. Но в комментарии Раши скрыта своя неожиданность. Человек, хорошо знакомый с классическими источниками, наверняка увидит ее в конце комментария, где Раши приводит цитату из мидраша:


 “… Иначе говоря, “глава поколения (наси hа-дор) – как все поколение, потому что наси – это [по сути] все”.


В этом предложении Раши цитирует мидраш “Танхума”, но не дословно, а с изменением. Вместо выражения “глава поколения” (рош hа-дор), которое использовано в мидраше, Раши вводит другой термин – “наси” (“лидер”, “предводитель”).


• Титул “наси” впервые появляется в книге “Брейшит”. Ведя переговоры с Авраhамом-авину, местные жители говорят: “Князь (наси) hаШема ты среди нас”. Эти слова отражают глубокое уважение, с которым к Авраhаму относятся окружающие.


• В книге “Шмот” титулом “наси” называют руководителей 12 колен Израиля. “Наси” имеет влияние, пользуется уважением и отличается высоким духовным уровнем.


• В период хазаль слово “наси” получает дополнительный смысл. Так называют человека, обладающего самыми глубокими познаниями в Торе, главу Санhедрина. Этот титул носят сыновья hилеля, которые на протяжении нескольких поколений возглавляют Санhедрин. В том числе, самый известный из них – составитель Мишны раби Йеhуда hа-Наси.


В Танахе словом "несиим" также называются облака, поскольку они парят над землей (дословно "наси" можно перевести как "возвышающийся").

В Танахе словом “несиим” также называются облака, поскольку они парят над землей (“наси” можно перевести как “возвышающийся”).


Выбор слова “наси” – это большой хидуш, настоящее открытие Раши, отмечает Ребе. Титул “рош hа-дор”, который встречается в мидраше, можно перевести как “глава”, а буквально – “голова поколения”. Такой образ встречается во многих языках. Как и голова, которая управляет телом, руководитель ведет за собой людей.

Но слово “наси” несет в себе дополнительный оттенок смысла: оно относится к человеку, возвышающемуся над своим поколением и подтягивающему остальных на более высокий духовный уровень.

Слова Раши указывают на то, что в образе Моше рабейну соединяются и дополняют друг друга две противоположные, на первый взгляд, черты лидера. С одной стороны, он должен выделяться и отличаться от других. И в то же время, он должен быть “как все” поколение и действовать в его интересах.

Наси берет на себя задачи высокого уровня. Они могут быть непосильными для остальных. Но результаты этой работы влияют на все поколение, на каждого человека”, – подводит итог Ребе. Это особенное качество, которое присуще только настоящему лидеру.