“Лидер поколения”: должность, которую открыл Раши
читается за несколько минутВыражение “лидер поколения” (наси hа-дор) впервые встречается в комментарии Раши на недельную главу “Хукат”. Говоря о Моше рабейну, он пишет: “Лидер поколения – словно все поколение, потому что наси – это все”.
Почему именно это упоминание стало основным для описания образа настоящего руководителя? Ответ – в беседе Ребе.
40-й год синайской экспедиции. Поколение пустыни готовится к возвращению в Землю Израиля. Летом 2487 года бней Исраэль отправляют послов к народу эмори с просьбой пройти по их территории в направлении Эрец Исраэль. Рассказ о поездке переговорщиков приводится в недельной главе “Хукат”:
“И направил Израиль послов к Сихону, царю Эмори…” (“Бе-мидбар”, 21:21).
Как показано на карте, территория Сихона находится на востоке от Мертвого моря (“Атлас Даат Микра”).
Это не единственное упоминание о данном событии в Торе. О нем можно будет еще раз прочитать чуть позже, в книге “Дварим”. С единственным отличием: в этом случае будет сказано, что дипломатов отправлял лично Моше Рабейну.
О чем сообщает эта деталь? Почему нам важно знать, что организацией переговоров занимался лидер бней Исраэль? Этот же вопрос поднимает в своем комментарии Раши:
“… Написанное [об этом событии в разных местах] дополняет друг друга: первое упоминание прячет информацию, а второе – дает ключ к ее пониманию. То есть, Моше – это Исраэль, а Исраэль – это Моше. Иначе говоря, “глава поколения (наси hа-дор) – как все поколение, потому что наси – это [по сути] все” (см. мидраш “Танхума”).
Итак, Раши говорит о том, что, организуя работу переговорщиков, Моше рабейну действовал от имени всех бней Исраэль. Он делал это ради своих современников и по их желанию. В данном контексте “Моше” или “Исраэль” – это равнозначные понятия. Поэтому между разными пересказами одного и того же события в Торе нет противоречия. Наоборот, они дополняют друг друга.
Итак, первый вопрос решен. Но в комментарии Раши скрыта своя неожиданность. Человек, хорошо знакомый с классическими источниками, наверняка увидит ее в конце комментария, где Раши приводит цитату из мидраша:
“… Иначе говоря, “глава поколения (наси hа-дор) – как все поколение, потому что наси – это [по сути] все”.
В этом предложении Раши цитирует мидраш “Танхума”, но не дословно, а с изменением. Вместо выражения “глава поколения” (рош hа-дор), которое использовано в мидраше, Раши вводит другой термин – “наси” (“лидер”, “предводитель”).
• Титул “наси” впервые появляется в книге “Брейшит”. Ведя переговоры с Авраhамом-авину, местные жители говорят: “Князь (наси) hаШема ты среди нас”. Эти слова отражают глубокое уважение, с которым к Авраhаму относятся окружающие.
• В книге “Шмот” титулом “наси” называют руководителей 12 колен Израиля. “Наси” имеет влияние, пользуется уважением и отличается высоким духовным уровнем.
• В период хазаль слово “наси” получает дополнительный смысл. Так называют человека, обладающего самыми глубокими познаниями в Торе, главу Санhедрина. Этот титул носят сыновья hилеля, которые на протяжении нескольких поколений возглавляют Санhедрин. В том числе, самый известный из них – составитель Мишны раби Йеhуда hа-Наси.
В Танахе словом “несиим” также называются облака, поскольку они парят над землей (“наси” можно перевести как “возвышающийся”).
Выбор слова “наси” – это большой хидуш, настоящее открытие Раши, отмечает Ребе. Титул “рош hа-дор”, который встречается в мидраше, можно перевести как “глава”, а буквально – “голова поколения”. Такой образ встречается во многих языках. Как и голова, которая управляет телом, руководитель ведет за собой людей.
Но слово “наси” несет в себе дополнительный оттенок смысла: оно относится к человеку, возвышающемуся над своим поколением и подтягивающему остальных на более высокий духовный уровень.
Слова Раши указывают на то, что в образе Моше рабейну соединяются и дополняют друг друга две противоположные, на первый взгляд, черты лидера. С одной стороны, он должен выделяться и отличаться от других. И в то же время, он должен быть “как все” поколение и действовать в его интересах.
“Наси берет на себя задачи высокого уровня. Они могут быть непосильными для остальных. Но результаты этой работы влияют на все поколение, на каждого человека”, – подводит итог Ребе. Это особенное качество, которое присуще только настоящему лидеру.