Как появился Второй Песах (беседа Ребе, ч. 2)

2 мин

Это вторая часть статьи. Ее начало – здесь.

Итак, согласно объяснению Цемах Цедека, первый и Второй Песах – это отражение двух этапов одного и того же процесса, выхода из Мицраима (Египта).

Это событие – не просто яркий эпизод в истории. В кабалистическом смысле оно повторяется постоянно. На языке Торы и “Тании” первый и второй этапы исхода соответствуют двум процессам в душе человека:

Выход из Египта на языке

Выход из Египта на языке “Торы” и Кабалы

О терминах

На иврите слово “иткафья” созвучно глаголу “лахоф” – “заставлять”, “сгибать”. Смысл этого термина – в стремлении человека вырваться из-под власти йецер hа-ра (злого начала), в его подавлении и подчинении “правильному началу”.

Слово “ит-hапха” на иврите созвучно глаголу “лаафох” – “переворачивать”. Смысл этого этапа в том, чтобы превратить само зло в добро. Это внутреннее содержание Второго Песаха и месяца ияр в целом. Весь он от начала и до конца посвящен заповеди отсчета дней омера, и каждый день этого отсчета связан с исправлением определенного эмоционального качества человека.

Оба процесса связаны. “Уклонение от зла” дает возможность накопить достаточно сил для того, чтобы впоследствии изменить его природу.

 

Похожую логику можно проследить и в других обычаях нисана и ияра. Например, в том, что все семь дней первого Песаха полностью исключен хамец (во время этого праздника он выступает как один из символов всего нежелательного в душе). Но в Песах Шени его можно есть наряду с мацой.

То, что раньше было неприемлемо, теперь тоже можно использовать для правильных целей.

 

Кульминацией этого “исправления” становится праздник Шавуот, наступающий в следующем, третьем месяце года (сиван). Известно, что во времена Бейт hа-Микдаш в этот день приносился особый корбан – два хлеба, которые специально пеклись по рецептуре “хамца”. Работа, проведенная в период счета омера, перевернула его свойства до такой степени, что теперь он может стать корбаном (то есть “приближением”) для Творца.

hалахическое уточнение: в Песах Шени можно одновременно иметь в доме и хамец, и мацу. Но их не едят вместе с рамках одной трапезы.

Внимание, вопрос

Человек, который принес корбан Песах в месяце Нисан, по hалахе не может принести корбан в Песах Шени. Получается, что, по Цемах Цедеку, в его работе недостает второго этапа (“переворота”)?


Обратный вопрос. Корбан Второго Песаха приносит тот, кто не сделал этого в первый Песах. Значит ли это, что в своей работе он не прошел первый этап (“иткафья”)?

Rebbe-Nasi
Объяснение Ребе

На самом деле разделение на этапы происходит не только во времени.

По hалахе, Песах Шени – это второй шанс для человека, который не выполнил только одно из предписаний Песаха – принести пасхального ягненка и есть его с горькими травами в Иерусалимском Бейт hа-Микдаш.

Все остальные мицвы (уничтожить хамец, есть мацу) он должен был исполнить вне зависимости от того, в каком состоянии он находился и мог ли он попасть на праздник в Иерусалим. Это – первый этап работы Песаха (“иткафья”), и он общий для всех.

Переход к задачам второго уровня (“ит-hапха”) достигается за счет принесения корбан Песах . Для кого-то этот переход начинается 14 нисана, для кого-то – на месяц позже, но пропустить его нельзя.

Это и есть тот поворотный момент, благодаря которому в месяце ияр человеку даются дополнительные силы, чтобы “перевернуть” и изменить свой мир.

Источник: ``Ликутей Сихот``, т. 33, беседа к недельной главе ``Бе-аалотха`` (1).