Знаком ли нам вкус мана?

2 мин
taste

Во времена Моше рабейну даже ребенку было очевидно, что ни один продукт не сравнится с маном. Он насыщал, подобно хлебу, и доставлял удовольствие, словно вкуснейший десерт.

Пока была возможность питаться маном, то есть до самого возвращения в Землю Израиля, бней Исраэль не покупали никакую другую пищу («Книга Йеhошуа», гл. 5, комментарий “Меам Лоэз”).

Известно, что ман имел еще одно неповторимое свойство: он мог приобретать именно тот вкус, о котором мечтал участник трапезы. Это свойство было не безусловным: способность почувствовать все разнообразие вкусов мана зависела от заслуг самого человека. Специально для цадика (праведника) ман мог превратиться в любое блюдо. А людям, у которых заслуг было недостаточно, вкус мана мог показаться достаточно однообразным.

На что он был похож? В недельной главе “Хукат” (20:5) содержится ключ к ответу на этот вопрос. Находится он в этом предложении:

“В этом месте (в пустыне – прим. ред.) нет зерна (пшеницы и ячменя – прим. ред.); нет ни инжира, ни винограда, ни гранатов, нет даже воды, чтобы напиться…”


 

В этой фразе прямо или косвенно упоминаются пять из семи видов плодов, которыми особенно славится Земля Израиля: два вида зерновых, три вида фруктов.

Но есть еще два вида плодов, которые здесь не фигурируют. Какие?

green olives

Правильный ответ: маслины и финики.

Почему они в приведенной цитате они не упоминаются? Значит ли это, что во времена Моше рабейну в пустыне росли оливковые деревья и стояли финиковые пальмы?

Автор книги “Шаарей Аhарон” отвечает на этот вопрос, основываясь на комментарии Мальбима: в главе “Хукат” на климат пустыни жалуются как раз те люди, у которых недостаточно заслуг. Это значит, что из всего богатства рациона, им доступны только два вкуса мана. И это как раз вкус оливкового масла и фиников.

Эти же вкусы упоминаются и в других местах Торы:

– “… а на вкус – как пирог из меда” (“Бешалах”, 16:31): обычно на языке Торе «медом» называется именно мед фиников;

– “… и был вкус его как вкус нежного масла” (“Беhаалотха”, 11:5-8): под нежным маслом имеется в виду масло оливок.

А вот еще несколько необычных свойств мана.

Среднесуточная порция манна составляла около 1230 грамм на человека. Этого хватало на полноценные завтрак и ужин. Сегодня это минимальный вес теста, от которого отделяют халу.
порция

Среднесуточная порция манна составляла около 1230 грамм на человека. Этого хватало на полноценные завтрак и ужин. Сегодня это минимальный вес теста, от которого отделяют халу.

Крупинки мана были размером с зерно кориандра – одной из самых популярных пряностей. (Источник: книга «Шмот», 16:31)
размер

Крупинки мана были размером с зерно кориандра – одной из самых популярных пряностей. (Источник: книга «Шмот», 16:31)

Внешний вид мана напоминал камень «маргалит» (מַרגָלִית). В разговорном иврите название этого драгоценного материала стало обозначать жемчуг, но возможно, что раньше в виду имелся какой-то другой камень. (Источник: Талмуд, трактат «Йома», 75б)
внешний вид

Внешний вид мана напоминал камень «маргалит». В разговорном иврите название этого драгоценного материала стало обозначать жемчуг, но возможно, что раньше в виду имелся какой-то другой камень. (Источник: Талмуд, трактат «Йома», 75б)

Ман таял от солнца, в 4-м часу от рассвета, и растекался ручьями, из которых пили газели и олени. Когда этих животных ловили на охоте другие народы, они чувствовали в их мясе неповторимый вкус мана и проникались уважением к Бней Исраэль. (Источник: комментарий Раши на книгу «Шмот», 16:21)
таяние мана

Ман таял от солнца, в 4-м часу от рассвета, и растекался ручьями, из которых пили газели и олени. Когда этих животных ловили на охоте другие народы, они чувствовали в их мясе неповторимый вкус мана и проникались уважением к бней Исраэль. (Источник: комментарий Раши на книгу «Шмот», 16:21)