Авраhам, Ицхак и Яаков-авину учились в ешиве Шема и Эвера. Это была самая первая йешива на свете. Где она находилась?

 

На фото: вид на Цфат.

На фото: вид на Цфат.

Сегодня в Цфате есть место, которое называют “Бейт-мидраш (учебный центр) Шема и Эвера”. Есть также и пещера, названная в их честь. Однако экскурсоводы говорят, что эти места все же не имеют непосредственного отношения к йешиве Шема и Эвера.

Зато есть мнение (его приводит книга “Седер hа-дорот”), что во времена Яакова-авину йешива находилась в районе сегодняшней Беер-Шевы. Именно оттуда после завершения своей учебы Яаков отправился к Лавану.

Кроме того, известно, что Шем был руководителем Иерусалима. Не исключено, что в определенный период истории йешива располагалась и в этом городе.

Шем – один из трех сыновей Ноаха. Вместе с ним он пережил первую мировую “экологическую” катастрофу – Всемирный потоп. Ноах родился в 1055 году, а Шем родился 502 годами позже, в 1557 году. Потоп начался, когда Шему было более 100 лет, в 1656 году.

После потопа отец дал ему браху (благословение): «Пусть Б-г пребывает в шатрах (Шема)». Шем должен был передать последующим поколениям знания о Творце и об устройстве мира, полученные его семьей от самого первого человека – Адама hа-Ришона.

Шем, Эвер и их ученики сохранили также язык первых людей – иврит.

Кроме того, в иешиве Шема и Эвера учили правила нормативного поведения в обществе и действовал первый бейт-дин (суд).

Эвер был пра-правнуком Шема. Он родился в 1723 году. Когда Эверу было 65 лет, к власти пришел Нимрод, который начал насаждать в мире различные примитивные культы. Ноах, Шем и Эвер были теми немногими людьми, которые несмотря ни на что сохранили свои убеждения. В течение многих лет Эвер занимался просветительской деятельностью и распространял среди людей знания о Творце.

Одним из его учеников был Авраhам-авину, которого со временем начали называть “иври”, что можно перевести как “последователь Эвера” (“Седер hа-дорот”).