В 7,5 км от побережья Средиземного моря, в 24 километрах к югу от Тель-Авива расположен город Явне. В Танахе он упоминается как “Явниэль” – место сражения короля Узияhу. В Талмуде же можно найти более 140 ссылок на законодателей, живших в Явне, и их высказываний.
Древний Явне находился на северо-западе штата Йеhуды, у границы с наделом Дана. В определенный период истории его захватили и заселили кочевники-плиштим. Но правивший в 30-31 вв. (28 столетий назад) король Иудеи Узияhу не только отвоевал город, но и вернул Йеhудее контроль над морским побережьем. Свидетельства об этих событиях вошли в книгу “Диврей hа-Ямим” (26:6).
Однако самая блестящая страница в истории Явне открывается во времена Раббана Йоханана бен Заккая, который учреждает в городе свою знаменитую йешиву.
В это время Иерусалим находится в руках римских завоевателей. Иерусалимский Бейт hа-Микдаш во второй раз разрушен. Тайно покинув город с двумя своими верными учениками, Раббан Йоханан бен Заккай прибывает в ставку Веспасиана и просит оставить ему контроль над Явне и перебравшимися туда знатоками Торы. Полководец соглашается, и йешива в Явне на многие десятилетия превращается в центр изучения Торы.
Вряд ли правитель мог предположить, что это решение окажется историческим: дискуссии, толкования и постановления законодателей из Явне будут влиять на мир столетия после падения самой Римской империи.
***
В Явне начался новый этап систематизации законодательства, опирающегося на принципы Торы. Здесь были заложены основы Мишны и окончательно сформулированы 18 брахот “Амиды”.
Почти все великие законодатели того времени были так или иначе связаны с Явне, и влияние его на йеhудим всего мира было огромным. При этом мудрецы Явне сумели сохранить для будущих поколений славу Иерусалима. Благодаря постановлениям, сделанным в Явнее, память о Бейт hа-Микдаш и стремление его восстановить стали частью нашей повседневной жизни и молитв.
***
После Раббана Йоханана бен Закая йешивой и санhедрином в Явне руководил Раббан Гамлиэль из Явне.
В его время на основе постановлений двух школ (“дом Шамая” и “дом hилеля”) была окончательно выработана нормативная база hалахи.
Кроме того, в Явне уточнили практику определения начала месяца и объявления високосных лет. Раньше это было функцией Бейт hа-Микдаш, а теперь на несколько столетий, вплоть до появления календаря, рассчитанного hилелем Вторым, данную задачу взяли на себя члены Санhедрина.
Центр знаний в Явне работал относительно недолго (с конца I до начала II вв. н.э). После восстания Бар-Кохбы йешива и Санhедрин перебрались на север, в Галилею. Во времена руководства раби Йеhуды hа-Наси они находились сначала в Бейт-Шеариме, а потом в Ципори.
Здесь же решения законодателей из Явне легли на страницы Мишны и были навсегда сохранены для будущих поколений.